Marie (rouge_gorge) wrote in ru_ceramics,
Marie
rouge_gorge
ru_ceramics

Category:

Глазурная байка или Программа второго семестра

Помимо глиняных успехов бывают и глиняные промахи. Вот, например, глазурь.

-- Глазурь состоит из трех основных компонентов: глинозема, кремнезема и оксида, -- сказал Рори, -- кремнезем нужен, чтобы глазурь растекалась по изделию, как слой жидкого стекла, оксид придает цвет, например оксид хрома -- зеленый. Я понятно объясняю?
-- Рори, вот честно, мне ничего не понятно: где этих Зем брать, как и с чем мешать, сколько и куда класть...
-- Эх, химики из вас, теток... Глазурь -- это как, как... во! как еда. Вот на торте, например, глазурь знаете? Вот и тут: одного добавил, другого, перемешал и на горшок сверху, как на торт. Горшок приносите на экзамен и все.
-- Рори, -- взмолилась я, -- где хоть рецепты торта брать?
Сенсей швырнул на стол пыльный синий том и удалился поливать орхидеи.
Из-за орхидей тут же показалась Маха с увесистым томом в руках. Рори обреченно вздохнул и приготовился слушать.
-- Я хочу этот торт, -- сказала Маха. -- Какая у нас есть мука и где в студии кокосовая крошка?

Получив ключ от склада, я прониклась к Рори еще большим уважением.

На полках и в ящиках были мешки порошков разной степени ядовитости. Полка с табличкой "ЯД" заросла паутиной не хуже, чем сени Бабы-Яги. Паутина -- лучшая защита от любопытных студенток.
Сначала все было легко. Нужно было сделать 200 г смеси для прозрачной глазури. Потом насыпать в 16 бумажных стаканчиков по 10 г и добавить оксиды хрома, меди и железа в указанных пропорциях. Конечно, отвесить 0,05 г не так просто, но в общем, не высшая математика. Добавляем воды, и можно намазывать на глиняный треугольник для теста.

Из шестнадцати образцов удались целых три. Гончары ходили за мной вереницей, выясняя, ведро какой глазури попадет к ним в руки на следующей неделе. Рори был на высоте и разрешил мне сделать аж три ведра, чтобы на всех хватило. Спасибо, хоть на голову потом их мне не надел.

-- Вот смотри, у тебя формула на 200 граммов. Теперь можно умножить на 100, например, и получить 20 кило сухой смеси. Потом все поделишь на три, добавишь оксиды и будут у тебя три ведра глазури.

Я поняла и запомнила все, кроме слова "например".
Весы тянули максимум полкило, поэтому дел мне хватило надолго. Когда закончился почти полный ящик кремнезема, я удивилась. Еще больше я удивилась, когда не смогла поднять ведро. Тут у меня были все шансы пойти к Рори и понять свою ошибку, если бы не Гарри и Ричард.
Рори увидел нас, уже когда мы домешивали третье ведро. Ричард поставил посередине двора стул и теперь сидел, вооружась промышленным миксером. Гарри протирал через сито готовую глазурь и рассказывал, как его не взяли на войну во Вьетнаме.
-- В-вы что тут делаете? Это что такое? Почему столько?!
-- Все в порядке. Вон же еще ведро.
Рори ничего не оставалось, как идти поливать орхидеи.

Самое обидное, что глазурь во всех трех ведрах получилась почти бесцветная, еле-еле бирюзовая, и мы с Деном еще пару занятий домешивали в нее разные порошки.

Самую уродливую я назвала "Ленинград", а две посимпатичнее - "Петроград" и "Петербург". На всякий случай Рори подпер мои градостроительные опыты стеллажом, а то вдруг кто воспользуется по неопытности.

Вот "Ленинград".


А это соляной обжиг -- яркий пример того, что в банке, подписанной "белый трескающийся шликер", cкорее всего и правда окажется белый трескающийся шликер.

Tags: байки керамистов, гончарное, шамот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 28 comments