?

Log in

No account? Create an account
All about ceramics. Все о керамике.
Гончар и керамист 
23-фев-2012 10:08 am
handmade

Приветствую весх неравнодушных к глине!

Я всегда считала, что гончар – это тот, кто делает посуду (и не только) из глины с помощью гончарного круга, а те, кто предпочитает ручные способы формования изделий, называются керамистами. Попалось мне на глаза несколько книжек, заглянула в словари и увидела вот что:

- этимологический словарь русского языка говорит  том, что слово “гончар” произошло от слова “горнец”, или по-другому – горшок: “гончар - Общеслав. Суф. производное от gъrnьць > горнец «горшок» (см. горн (1)}}горшок). Исходное гърньчарь >гончар после падения редуцированных и отвердения конечного р, ср. бочар<<Гончар буквально — «делающий горшки»". (Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. 2004).

-А. Поверин в своей книге “Гончарное дело” пишет о том, что “слово “гончар” – “гърнчар” – произошло от слова “горн” – примитивная печь. Отсюда и горшок, гошечник, горшеня- мастер глиняной посуды”.

-Белорусская энциклопедия этнографии пишет тоже о том,что название гончарства произошло от слова “горн” (“горан”, “гарно”), а гончарные изделия - это посуда и другие декоративные вещи из глины.

- Слово “керамика”  происходит от греч. keramike - гончарное искусство, от keramos – глина (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Отсюда я сделала вывод, что это деление на гончаров и керамистов довольно условное, и скорее надуманное: все, кто имеет отнашение к глине, независимо от способов изготовления изделий, могут называться и керамистами, и гончарами. Но у меня нет художественного образования, поэтому быть может я не знаю каких-то тонкостей и нюансов. Может у кого-нибудь есть что сказать или возразить мне по этому поводу? Буду благодарна!

Comments 
23-фев-2012 08:00 am
у меня то же разделение на гончаров и керамистов, что и у Вас :) Само собой вынеслось из общения с керамистами, видимо, оно распространено. Но по сути наверное да, все могут и так, и так называться.
23-фев-2012 08:23 am
Да, вот я и прихожу к выводу, что разделение это "народное" что-ли - так повелось. А могло быть и наоборот :)
23-фев-2012 08:04 am
разделение, считаю, правильное.
керамист - обобщающее название. гончар - специализированное.
это как художник и, скажем, акварелист.

вот даже по себе могу судить - с глиной работала, но за гончарным кругом не сидела ни разу.
гончаром называться странно, ибо ни одного горшка за всю жизнь не сделала, а вот керамистом вполне.
23-фев-2012 08:26 am
Да, мне самой будет непривычно назвать гончаром того, кто не работает с кругом. А вот гончара керамистом назвать - вполне себе можно, на мой взгляд.
Просто я пыталась найти истоки, корни слов, и выяснила, что гончар производно не от гончарного круга, а скорее наоборот. Он с таким же успехом мог назваться керамическим. И еще, что гончар -славянское слово, а керамист -пришло к нам из Греции. Интересно, как в Греции называют гончарный круг.
23-фев-2012 07:14 pm
"Торнос" он в Греции называется. Только что мужа спросила. Он в Греции долго жил. Кстати, по-итальянски - "торнио".

Edited at 2012-02-23 19:27 (UTC)
24-фев-2012 06:35 am
Нашла в гугл-переводчике три значения русского слова "гончар" - vasaio, Potter, ceramista.
Если бы я жила в Италии, эта этимологическая задачка для меня усложнилась бы втрое:)
24-фев-2012 07:01 am
Именно гончар - торниста (tornista), любой, кто работает с керамикой, - черамиста (ceramista), остальные два не слышала в употреблении местными ни разу.
В итоге: не все черамисты являются торнистами, но все торнисты входят в более широкое понятие черамиста.
Если по тме поста, то мне у гончарки нравится её изначальная функциональность. Формы гончарной керамики изначально обусловлены конечным применением готового изделия. Узкое горло, чтобы удобнее наливать, изгиб ручки, чтобы ложился в руку. Баланс самой вещи и ручки от неё по весу, чтобы удобнее нести сосуд наполненным. И в этом их красота.
Мне кажется, что в гончарке (по сравнению с остальной керамикой) реже встречаются ненужные и ничем не обусловленные детали/налепы/финтифлюшки/лишние изгибы и т.д.
А вот глиняные букетики в вазочках, чайнички кривым домиком, кошечки-собачки-балерины и прочие объекты современного искусства без выраженной функции почему-то не находят отклика в моей грубой ремесленной душе.
24-фев-2012 07:22 am
Т.е. вам кажется, что гончар работает с глиной только на гончарном круге. Я пыталась опровергнуть это устоявшееся мнение, и показать с помощью словарей и книг, что гончарный круг - производное от гончара, а не наоборот, а гончар может и жгутиками горшки лепить и дымковские игрушки делать. Другое дело, назвать гончаром того, кто за гончарный круг желания не имеет садится, - у меня у самой язык не поворачивается.
Вот как бы так и получается - либо у меня что-то с логикой не в порядке (на лекциях спала, признаюсь), либо эта логика налетает с разбега на неприступную стену народных обычаев и стереотипов и разбивается вдребезги.
Про ремесленную душу я вот с вами полностью солидарна, и хотя уважаю тех, кто умеет делать по-настоящему красивые "ненужные" в быту вещи, сама за них никогда не бралась и не имею желания. Я вообще очень ремесленников люблю, как-нибудь в своем жж я расскажу, почему:)
24-фев-2012 07:46 am
Нет, наоборот. Гончар как раз в работе обычно использует элементы лепки. Но я бы никогда не назвала гончаром того, кто не работает на круге.
Керамист, кстати, понятие очень растяжимое. Я как-то зашла в магазин медтехники прикупить парочку зубоврачебных инструментов (ими удобно делать сграффитто), а меня там прямо от двери спрашивают: "Вы стоматолог или пациент? Мы пациентам ничего не продаём!" Я им отвечаю: "Керамист". Они говорят: "А, зубной техник! Тогда проходите."
23-фев-2012 08:29 am
По-моему, человек, что-то умеющий делать хорошо и развивающийся в своем деле, может называть себя хоть творящей пиписькой, хоть керамическим божком, какая разница. Забота разбираться кто же он такой и к какому его приписать стаду - головная боль зрителей, критиков, завистников, сторонников, папы-мамы, тех, кто пишет словари и т.д. Вам для чего это определять?
23-фев-2012 09:15 am
Считайте, что это моя особенность - докапываться, разбираться до сути вещей. Ну или результат проф.деформации - в обычной жизни я юрист.
А еще я прекрасно понимаю, что название не меняет суть вещей/людей, да.
23-фев-2012 02:37 pm
я себя считаю художником по керамике(о как!)
гончарку в чистом виде считаю ремеслом...
кста, гончарить не умею(ну, если надо, сгончарю, конечно, нехитрое изделие, что уж там. ) ...
гончарка очень востребована на МК -отчего так, не пойму...Типа, что-то вроде медитаций и массажа рук, что ли? Или просто зрелищно? Или слово знакомое?
23-фев-2012 06:38 pm
Для меня работа на гончарном круге сродни волшебству - движение руки, пальцев и из комка глины получается Изделие. И вроде бы все понятно - центробежная сила, физика и все такое, но все равно, как сказала моя семилетняя племянница, впервые побывав на занятиях по керамике, "как в сказке".
А чем плохо ремесло?
24-фев-2012 03:31 am
ничем не плохо, это хорошо
24-фев-2012 03:34 am
всё хорошо -и художник хорошо, и технолог -хорошо, и гончар -хорошо
что разные понятия -это да.
23-фев-2012 07:16 pm
А что такое МК, извините? Хотелось бы знать, где я востребована. :)
23-фев-2012 09:54 pm
Ты востребована в ГБ, а я в ЦК :))
24-фев-2012 05:51 am
А ведь и точно!
Там ещё ниже ссылку дали на сайт. По их классификации мы обе "studio potters". Привет, Гарри!
23-фев-2012 09:52 pm
Да, да, что такое МК?
(Удалённый комментарий)
23-фев-2012 06:47 pm
О, спасибо за ссылку на сайт.
This page was loaded окт 23 2019, 4:42 pm GMT.