?

Log in

No account? Create an account
All about ceramics. Все о керамике.
Как предупредить образование трещин при сушке? 
17-апр-2012 05:58 pm

Здравствуйте, простите за нубский вопрос, но хочется понять, как предупредить образование трещин при сушке глины. Собственно, вот так это обычно выглядит:

Глина берется в студии, так что качество материала (к сожалению) придется исключить, остается только кривизна рук и ещё, вероятно, неправильные условия сушки..? Я заметил, что обычно трещины в начале выглядят следующим образом (длинная трещина по кругу, на сантиметр примерно выше дна):

И потом уже распространяются дальше (иногда трескается дно, как на заглавной фотке). Кроме того, что (вероятно - я предполагаю) есть проблемы с центровкой глины на круге (как это влияет, кстати?), воздух у меня очень сухой и вот те небольшие изделия сохнут стремительно. Может быть, нужно делать это на решетке, чтобы дно как-то равномернее со стенками высыхало?

В общем, буду весьма признателен за советы. Занимаюсь этим как хобби и весьма недавно, так что могут быть какие-то совсем очевидные вещи, которых я не знаю. Заранее спасибо!

Comments 
17-апр-2012 12:26 pm
1. отбивайте глину перед кручением. Трещины могут быть из-за пузырей воздуха в толще стенок или дна.
2. проминайте дно. После того, как разведёте диаметр дна до нужного Вам (толщина дна около см должна оставаться при этом), двумя пальцами, или второй фалангой указательного проходите дно от центра к краю или от края к центру несколько раз. Уплотняете и выравниваете тем самым глину на дне, приминаете пузыри, если они есть там. Толщина дна готового должна быть 4-7 мм (равная толщине стенок или на пару мм толще них).
3. не перетанчивайте стенки местами, трещины могут быть в очень тонких местах. Если вы говорите, что трещина всегда в см от дна, то проконтролируйте как Вы работаете с глиной, когда разводите дно. Вот развели и пальцами одной руки ухватили стенку, без нажима прошлись снизу вверх и "посмотрели" равномерная ли толщина стенок, если внизу тоньше, то придавите "зародившиеся" стенки, сместите глину вниз, чтобы выровнять толщину и только потом начинайте тянуть стенки вверх.
4. сушите без сквозняков. Или в пакете (дольше, но надежнее), или под тряпочкой, т.к. стенки сохнут гораздо быстрее дна и эта неравномерность при сушке может давать трещины.
17-апр-2012 12:29 pm
О, спасибо большое! Глину отбиваю, но вот пункты 2 и 3, судя по всему - именно оно. Попробую - расскажу.
17-апр-2012 12:39 pm
Пожалуйста. Судя по сфотканой вещи, по-моему, тоже оно. По центровке, кстати, я здесь особой проблемы не увидела. Скорее, ручки у Вас периодически ведет при работе, но это вопрос опыта-опыта-опыта и удобной для Вас постановки рук.
Рассказа буду ждать.
2-дек-2012 12:21 pm
А если уже на сухом изделии видны трещины, то есть обжигать нельзя, а работа в целом удачная, можно что-то сделать или сразу в переплавку?
Буду очень благодарна за советы.
2-дек-2012 01:24 pm
Можно их заделать, если они не глубокие, чуть расширить, забить сухим глиняным порошком, потом затереть влажной губкой. Главное, плотненько забить, чтобы воздуха там не осталось.
Можно просто обжечь, если вещь не функциональная, просто для красоты, а трещины небольшие. Может и все хорошо будет после обжига, может и развалится, тут надо смотреть более подробно, в руках покрутить, а так, не видя, не скажу.
Но я предпочитаю гончарные вещи ломать, если что-то не так пошло. Еще скрутите. Как говорил мне мой первый учитель по гончарке - "не привязывайся".
17-апр-2012 12:53 pm
С трещинами при сушке я боролась год. Мой вывод - что главная причина трещин - не качество глины, и не сушка, а неправильная центровка. Когда гончар еще не очень хорошо научился центровать изделие, он часто делает неправильные движения - как бы закручивает глину вокруг вооброжаемой центральной оси нашей заготовки. Следите за тем, чтобы не делать этих движений, если вы понимаете, о чем я. Центруйте нежнее. По крайней мере, у меня теперь изделия не трескаются. И сушу я их безо всяких тряпок и пакетов.

И присоединяюсь к совету о толщине стенок.
17-апр-2012 02:50 pm
Да, есть такое движение. Буду избавляться. Спасибо!
17-апр-2012 01:35 pm
+ Возможно, сырец прилипает к основанию и лопается при усыхании.
17-апр-2012 02:50 pm
Так вроде бы на газетках все сохнет...
17-апр-2012 02:56 pm
Сушите "кверх ногами".
У Вас края высыхают раньше а потом дно начинает сохнуть и садиться, как кожа на барабане.
Сначала должно подсохнуть и стянуться дно, а края сами подтянутся.
17-апр-2012 04:29 pm
ага,вверх ногами. и на гипсовые подпорочки поставте по бокам- -чтоб влага изнутри выходила свободно
18-апр-2012 06:43 am
возможно из-за очень толстого дна
18-апр-2012 10:16 am
Делала бонсайные плошки, намучалась с этой проблемой даже несмотря на то, что мне мастер все мозги прополоскал на тему того, что широкое плоское дно на красной глине - это сложность и риск. Лучше, конечно, тонкий шамот и фаянс для таких вещей, но если материал не обсуждается, то + много к предыдущим ораторам. Я спаслась тем, что сушила в несколько этапов и следила за каждым из них: во-первых, сразу после формовки дном вниз на гипсовую доску. Когда перестанет "дышать" переворачиваю дном вверх и закрываю пакетом, ставлю туда, где нет ни ветерка. Держу там несколько часов, чтобы влага перераспределилась в изделии равномерно. Только после этого могу открыть пакет и досушивать, переворачивая и психуя. Мороки много было. Когда перешла на беложгущиеся массы, поняла, что такое щастье.
21-апр-2012 09:48 am
Правильно было замечено про опыт. Готовых рецептов никто не даст правильных- так общие советы. Главное - это знать свою глину. Разные глины ведут себя по - разному. Попробуйте снять внутренние напряжения всеми известными способами ПОДГОТОВКИ ГОНЧАРНОЙ ГЛИНЫ, и есть ещё метод, который применяется у нас в стране- смешивание глин из 3-4 месторождений и замачивание ее в ямах длительное время. Смешивание выравнивает физические свойства разных глин и создает баланс в массе и ровную сушку. Учитывайте температуру при которой идет воздушная сушка, отсутствие СКВОЗНЯКОВ и сушка в полиэтилене, небрежно накинутым на изделия. Еще много чего и разных умных слов можно написать, но главное- это знать свою ГЛИНУ. В принципе можно работать с любой глиной и улучшать ее свойства раз от разу, в зависимости от того что вы собираетесь делать: гончарить, лепить, набивать в формы или поднимать жгутовую керамику.

21-апр-2012 09:49 am
и последнее: каждая глина требует своего ОГНЯ.
26-июн-2012 02:06 pm
Думаю, что трещины именно из-за воздуха в глине или неравномерной сушки.
Я тоже увлекаюсь керамикой. Живу в Австралии, учусь здесь в колледже для взрослых на отделении "изобразительное искусство". Если интересно - заходите ко мне на страницу - я только что загрузила фоторепортаж о своей керамике.
This page was loaded окт 23 2019, 4:40 pm GMT.