?

Log in

No account? Create an account
All about ceramics. Все о керамике.
Отливка трескается при сушке 
13-фев-2014 11:14 pm

Прошу совета - кто силен в отливке.

Отливаю миски в гипсовую форму, форму изготовили в Хорссе, их специалист по гипсолитейному делу, оснований не доверять форме нет.

Шликер - тоже из Хорсса, красная глина, S-6009, ПГ-50, стоял у меня дома год, но в герметически закрытом ведерке, немного развела водой, долго и тщательно размешивала погружным блендером. Залила в форму, держала около 2 часов, слила. Через примерно 10 часов срезала литок по краю формы, вынула отливку (от отливки до краев формы было примерно по 3 мм, вынималось все без проблем), чуть замыла внешний краешек, поставила сушить на пенопластовую такую тарелочку, на каких обычно продают всякие нарезки колбасные (естественно, вымытую) - в стеллаж около стены комнаты, явных сквозняков нет, довольно тепло, около +25. Через еще примерно часов 10, когда вынимала их формы следующую отливку - эту и предыдущую перевернула досыхать донышком кверху, потому что верхние края были уже совем светлые, а донышко - еще совсем влажное-темное. Посмотрев еще примерно через 3 часа - увидела следующее кошмарное зрелище



Трещины в обеих мисках - насквозь, дно практически отделено от стенок...

До этого точно так же отливала и сушила миски из фаянса литьевого, S - 6002, тоже Хорсс. В паре случаев были внутри, по краю донышка, небольшие трещинки не насквозь - просто отбраковывала эти миски, я там внутри замывала всю поверхность, думала, из-за это, от неравномерной влажности внутри с снаружи отливки.

Вопрос - что я делаю неправильно? Как делать, чтобы так не было?

Я очень расстоена и немало озадачена...

Comments 
13-фев-2014 07:29 pm
Это такая ужасная глина, что из нее нельзя делать ничего тонкого. Я думаю, что ПГ-50 - это младший брат (или сестра) ПГ-100, которую я нашла в закромах и из которой пыталась крутить на гончарном круге и тоже потрескалось все крупное, притом, что у меня давно уже ничего не трескается. Я эту глину пустила на свистульки. Чего делать со шликером, не знаю... Можно пустить на ангоб, он должен красиво лощиться.
13-фев-2014 07:53 pm
Ну вполне возможно, та красная глина в виде пластичной массы, которая была закуплена в Хорссе вместе с этой, при работе с пластом тоже вся потрескалась - при том, что я уж и не дышала в ее сторону...
А вот если просто эти подсохшие куски разбить/растереть/размельчить, размочить - то что можно добавить для увеличения пластичности и вязкости? Жалко выбрасывать столько материала, а на красный ангоб я и одну миску за год не изведу... На крайняк - тоже пущу на свистульки:) Впрочем, их тоже хочу попробовать крутить на круге, побольше, чтобы дырочек много помещалось - окарины.
13-фев-2014 07:38 pm
Знаете, я не большой специалист (но отливки делала), но как инженеру мне кажется, что дело в как раз в том, что стенки уже подсохли, а дно мокрое... и оно неравномерно усыхает... может их тоньше можно было делать... у меня чашечка из глины минут за 10 толщину набирала. Правда тоненькая вышла :) Но прочная....
Извините, если не в тему со своими мыслями :)
13-фев-2014 07:56 pm
Ммм.. ну конечно, поэтому, но, как мне кажется, при нормальном шликере так быть не должно. Но - я вообще не специалист, потому и спрашиваю. Оно все весьма тонкое, мм 1,5 примерно, думаю, нк на дне, где подставка - потолще, но только чуть...
13-фев-2014 08:00 pm
Помимо того, что эта глина вообще сильно усаживается при сушке/обжиге, есть и другой аспект. (все усаживаются по-разному, какие-то больше, какие-то меньше. При литье, относительно других способов формования, к тому-же усадка будет максимальной и для одной и той же глины).
Сушка судя по всему СЛИШКОМ быстрая. Помню, у нас в учебной мастерской сложные вещи и до недели сохли. Очень, очень по немногу. Тонкие детали и быстросохнущие части обматывались дополнительно пленкой, чтобы сушка была равномерной, порой вещь просто сушили накрыв полиетиленовым пакетом с небольшими дырочками - чтобы внутри поддерживалась равномерная влажность и ничто не пересыхало. И мееееедленно.
13-фев-2014 08:05 pm
ага, мне пришла в голову такая мысль:) Очередную отливку засунула с несильно открытый пакет. Попробую так.
13-фев-2014 08:07 pm
Много хорошего уже сказали, к кулечку с дырочками присоединяюсь.
И сушить не на пенопласте, а лучше на деревянной доске или на гипсовом блинчике, чтобы воду оттягивало и из дна.
16-фев-2014 12:40 am
Спасибо, пробую. Пока - трескается все равно...
13-фев-2014 08:11 pm
Эта глина любит исключительно очень медленную и бережную сушку.
Я с пг-100 и шликером пг-50 работаю несколько лет уже,
правда, у меня не очень крупные изделия, но я всегда первые 4-5 дней сушки держу всё в пакетах. В первый день пакет герметично закрываю, на второй или третий день открываю маленькую щелочку для притока воздуха, иногда подкладываю бумажное полотенце вниз.
А дней через пять приоткрываю пакет побольше, но всё равно изделие там внутри.
Ни разу не было проблем с трещинами. Сохнет медленно, зато равномерно.

13-фев-2014 08:26 pm
Вы без гипса сушите? Долго очень - неделя до обжига... Дааа, сурово. Гипс все-таки гуманизирует процесс.
13-фев-2014 08:19 pm
нельзя сушить на пенопласте, стекле, пластмассе и фарфоровой глазурованной тарелке - 100% будут трещины.

Варианты, на которых у меня ничего не трескается
1. гипсовая доска
2. кусок фанеры
3. мдф
4. деревяшка...

т.е. все натуральное, вытягивающее воду
13-фев-2014 11:26 pm
+150
На них же можно еще подкладывать газеты, которые можно менять, если изделие не очень тяжелое
13-фев-2014 08:25 pm
Да, намучались в свое время с этой глиной. Не допускайте разницу во влажности между стенками, которые сохнут быстрее, и дном, потому что усадка очень большая - больше 15 %. Гипсовая пластина поможет, и нужен глаз да глаз, пока сохнет. Оставлять нельзя ни на минуту - капризный материал, но дешевый, что уж там. Когда отливка перестанет дышать и немного укрепится, переверните вверх дном на гипсовую пластину, оберните влажной (не мокрой и не сухой) тряпкой и накройте плотным пакетом (без дыр). Гипс оттянет лишнюю воду и ускорит стадию кожетвердого состояния, когда основная вода вышла, и форма больше не деформируется от прикосновения пальца. Потом можете переставить на сухой гипс, на этот раз поставьте отливку на дно. И опять под пакет. Чем дольше сохнет, тем меньше шансов, что ее разнесет в печи или она треснет, пока досушивается. Меееедлеено сушим. Когда пройдет основная усадка, и цвет глины перестанет быть "мокрым", посветлеет, снимайте пакет и досушивайте на открытом воздухе без сквозняков. У меня уходили сутки, и не раньше можно было ставить это в печь, зависит от толщины стенки и температуры-влажности в помещении. Принудительная сушка запрещена (так говорил мой преподаватель по гончарке о красной глине).
Желаю творческих успехов :)
15-фев-2014 11:58 pm
Сейчас пробую по-всякому - пока все трескается. Последняя проба, которая пока не треснула - на толстом слое газет и в пакете. Стоит уже вторые сутки, пока довольно влажная вся (по цвету), но еще не треснула. Хотя я уж и не очень надеюсь:) Еще один вариант, который тоже попробую (все равно шликер на выкидку) - сушить практически до сухости прямо в гипсовой форме, накрыв сверху отверстие литка газетами во много слоев.
13-фев-2014 08:29 pm
И еще. Почитайте "Технологию производства керамических изделий" Акуновой (в интернете есть). Там все об этом написано и много дельных советов. Добросовестно люди писали.
15-фев-2014 11:58 pm
Спасибо большое, обязательно найду и почитаю:)
13-фев-2014 09:02 pm
Наверное, тема уже раскрыта, пару копеек: зимой в помещении относительная влажность очень низкая, около 25-30 процентов. Быстро сохнет, что при некачественной (как тут говорят) глине приводит к трещинам.
15-фев-2014 11:59 pm
Да, наверное. Вот уже пробовала и на дереве, и на гипсе, и в пакете при этом - все равно трескается... Сейчас пробую на толстом слое газет и в пакете.
13-фев-2014 09:43 pm
я не большой специалист, но мне показалось, что трскается там. где миски соприкасаются с поверхностью. на которой стояли. Т.е. там где сохла только верхняя часть. Сушить надо медленно, засунув в полиэтиленовый пакет. переворачивая верх дном и обратно по мере высыхания.
16-фев-2014 12:01 am
Нет, не совсем. Не знаю, как лучше объяснить, но там еще см примерно вверх от соприкосновения с поверхностью.
Пробую в пакете, и верчу туда-сюда - пока не получается.
14-фев-2014 07:32 am

согласен. поставить на гипс, а сверху накрыть пакетом, чтоб он не касался стенок изделия или кулем из газет.

16-фев-2014 12:02 am
Пока не получается, все равно трескается.
14-фев-2014 08:13 am
на сушку желательно ставить верх дном и на подпорки по бокам, чтоб изнутри тоже влага выходила(не должно касаться верхним краем плоскости сплошно), и после слива шликера, пока не вынули -тоже форму ставьте вверх дном
обратите внимание, не трескается ли уже в форме(у вас уже трескается), как только слили. если да -срочно замазывать водой или тем же шликером с помощью кисточки, это реально помогает
это потому происходит, что дно плотное и сохнет и отлипает медленнее, чем края, да ещё и влага стекает вниз. если ставить вверх дном -влага будет стекать к более тонким краям.
зы. там есть силикатный клей в шликере (электролит)? если нет, надо добавить.
14-фев-2014 08:18 am
и да, за сушкой желательно следить.
всё время стараться , чтоб изделие было равномерно влажным(это видно по цвету), переворачивать иногда приходится., если напр. чашка с ручкой -ручкой вниз на подпорки ну и т.п.
14-фев-2014 09:27 am
Очень просто - сушить начинать кверху дном! Медленно и все.
Иначе, первыми начинают сушиться края, а потом сушится дно и оно как кожа на обруче начинает стягиваться и потом лопается
16-фев-2014 12:06 am
Пока не получается, все равно трескается... Но - спасибо за совет:)
14-фев-2014 04:29 pm
я теоретик, и дело может быть совсем не в этом, но пенопластовая тарелочка точно препятствует просыханию донышка
16-фев-2014 12:07 am
Спасибо:) Да, это я уже поняла, заменила на доску; гипс - не помогает. Сейчас пробую на толстом слое газет. Отпишусь по результатам:)
14-фев-2014 05:26 pm
если что -при таком размере с хорошим гипсом сливать минут через 15 можно, вынуть можно через час-два, но не факт, что лучше вынимать как только отлипнет(тогда будет сложно отслеживать на тему "повело", а пока в форме -да руками можно поджать по форме)
16-фев-2014 12:11 am
Через 15 минут - уж больно тонкая стенка выходит. А посушить в форме - это идея, попробую:) Ведет в основном при обжиге, и пока - довольно сильно, как не печально. Фаянсовые миски ставятся из круглых почти треугольными с лучшем случае, в худшем - полукруг и одна почти прямая сторона... Сейчас еще повожусь с этим чисто из любопытства, да и брошу нафиг - из пласта отминать куда как проще и быстрее.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded окт 23 2019, 3:16 pm GMT.