?

Log in

No account? Create an account
All about ceramics. Все о керамике.
Кузяевский фарфоровый завод 
13-май-2014 12:48 pm
Фарфоровый завод в деревне Кузяево был основан братьями Новыми в 1816-1824 годах. Сейчас это Раменский район, тогда - Богородский уезд Московской губернии. Завод расположен неподалёку от Гжели и был одним из крупнейших, выпускавших фарфор и фаянс. До наших дней сохранилось много изделий завода, в большинстве случаев с маркой Ивана Нового, бр. Новых и А. В. Новой. Фаянс декорировался печатными рисунками чёрной краской. На изделиях нередко изображались портреты царской семьи. Особенно интересны ранние вещи, периода старшего сына Ивана, с жанровыми детскими сценками. В 1848 году заводчик Яков Храпунов женился на Агафье Новой и завод начал именоваться «Фабрикой Храпунова-Новаго в д. Кузяево». В 1856 году здесь работало 45 человек, а в 1884 - уже 285. Росписью посуды занимались местные кустари-живописцы.

После 1918 года завод был национализирован, и продолжил выпуск посуды. Самая массовая продукция в середине XX века - чайные пары с ручной росписью. Многие мастера живописи, начинавшие свою карьеру в Кузяево, позже переходили в ПО «Гжель» и достигали там заметных успехов, например выпускник Абрамцевского художественно-промышленного училища А. Н. Федотов стал главным художником. В 2001 году завод обанкротился, производство остановилось. Сейчас небольшие площадки на его территории занимают автобаза и производство дачных домиков, всё остальное брошено. Ещё несколько лет назад производственные корпуса сохранялись в законсервированном виде, но в итоге дошли до аварийного состояния, и владельцы решили всё что можно пустить на металлолом. Зато появилась возможность проникнуть на завод и познакомиться со всеми тонкостями керамического производства.




1. Завод состоит из двух основных цехов, проходной, очистных сооружений и двух котельных. Цех обжига был одноэтажным, но имел огромную площадь. Здесь происходила отливка и последующий обжиг керамических заготовок.


2. До сих пор сохранилось множество форм для отливки, сложенные ровными штабелями. Они представляют собой «негативы» готовых изделий и сделаны из пористого гипса.


3. Первоначально внутрь формы заливалась керамическая паста (шликер), содержавшая воду, каолин (белую глину), кварц и полевой шпат. Гипс впитывал в себя воду из соприкасающихся с ним слоёв пасты, которые в результате затвердевали. Излишки шликера удаляли, внутри изделия образовывалась полость. Когда через полчаса изделие застывало, его вынимали из формы.


4. Потом отливки сушили и помещали в одну из в туннельных печей, тянущихся через полцеха.


5. Это сложенные из кирпича коридоры, в которых при горении топлива (чаще всего - природного газа) достигалась необходимая температура.


6. Когда-то внизу были рельсы, по ним перемещалась вагонетка, нагруженная заготовками. Изделия в течении 24 часов проходили через три этапа обработки: разогрев, обжиг и постепенное охлаждение. Аналогичные печи используются при производстве кирпича.


7. Согласно специфике производства, в цеху была мощнейшая вентиляция, огромные трубы которой частично сохранились.


8. Обжиг слепков производился в камерных печах.


9. Печь закрывалась кирпичной дверью весом в несколько тонн. Несмотря на тяжесть дверь поворачивается на массивных петлях даже при небольшом усилии.


10.


11. Процесс обжига происходил при температуре 800-1000°C в течение около 20 часов.


12. Для перемещения заготовок и обожжённых изделий использовали специальные тележки.


13. Обожжённые изделия отвозились на дальнюю площадку, откуда на транспортном конвейере они отправлялись в следующий цех.


14. По крытому переходу изделия доставлялись в трёхэтажное здание цеха обработки.


15. Так переход выглядит изнутри.


16. Заготовки оказывались сразу на верхнем этаже. Отсюда начинался их долгий путь вниз, до ворот отгрузки готовой продукции.


17. Их сгружали с транспортёра, и пустые люльки возвращались обратно в цех обжига.


18. Это сортировочный участок, где прошедшие обжиг заготовки распределяли по типам.


19. Здесь на полках хранилось множество «негативов» продукции, производимой заводом.


20. На полках - не только формы для посуды, но и для различных промышленных изделий. Например, для производства изолирующих резиновых перчаток.


21. Прошедшие сортировку изделия на помещались на другой транспортный конвейер.


22. Сквозь проём в перекрытиях конвейер спускался на второй этаж.


23.


24. Второй этаж полностью занимает художественный цех.


25. Через ползала протянулся ленточный конвейер.


26. Сохранился его мощный электропривод с редуктором.


27. Здесь на изделия наносился рисунок. После этого их опускали в раствор глазури (жидкого стекла), стразу впитывавшийся внутрь фарфора.


28. В эти комнатах сидели мастера-живописцы.


29.


30. Была крошечная химическая лаборатория по получению красок.


31. Сохранилось несколько артефактов того времени.


32.


33.


34. А вот и образцы готовых изделий.


35. Гжельская посуда с фирменным рисунком кобальтовой краской. Кстати, синий цвет рисунок приобретает лишь после обжига, первоначально кобальт чёрный.


36. В шкафчике на стене цеха собраны образцы посуды, забракованные по тем или иным причинам.


37. Стенды информируют о допустимых дефектах для различных сортов продукции.


38. По служебной лестнице спускаюсь на первый этаж.


39. Сюда же из художественного цеха приходит лента транспортёра.


40.


41.


42. Для высокотемпературного обжига были предусмотрены небольшие электропечи. Внутри камер происходило закрепление глазури. Происходило это при более высоких, чем при обжиге фарфора, температурах - около 1400°C.


43. Если рисунок или клеймо завода наносились на поверхность эмали, следовало закрепить надглазурную краску. Для этого уже почти готовую посуду ставили на ленту конвейерной печи.


44. При температуре около 850°С краска намертво соединялась с глазурью.


45. В отличие от цеха обжига, здесь сохранились практически все коммуникации.


46. Из того зёва выезжали готовые чашки и чайнички.


47. Если заглянуть внутрь, становится видно, что конвейер остановили и разобрали прямо с посудой внутри.


48. На складе так и осталась невостребованной последняя партия завёрнутой в бумагу готовой продукции.


49. Был в цеху и зал для партийных или профсоюзных собраний. Осмотрев этот наполненный характерными деталями объект, я покинул территорию завода.


50.


51.


52. Пока я шёл к электричке, прогрохотала гроза, на память подарившая двойной кусочек радуги.


Источники:
1. Предметно-тематический указатель фарфоровых, фаянсовых и керамических предприятий СССР. 1917-1991
2. Производство фарфоровой посуды (фильм Discovery)
3. Производство фарфора (передача «Прогресс» с Павлом Лобковым)





Также рекомендую ознакомиться с записями:
Металлургический завод Ситценабивная фабрика Завод тяжёлых штамповок

Comments 
13-май-2014 08:55 am
Пожалуйста, уменьшите первую фотографию. Максимальная величина - 600 пикселей по большей стороне.
13-май-2014 09:10 am
Путаница в терминологии, было бы неплохо предварительно изучить процесс и термины, чтобы путаться публично в определениях и процессах.
13-май-2014 09:22 am
Это было бы прекрасно. Я руководствовался источниками 2 и 3 из списка.
Собственно от читателей этого сообщества я и хотел получить бесплатную консультацию))
13-май-2014 06:50 pm
Нет, читать учебники ради одного поста - слишком по любым меркам.
К тому же Вы не указали, где я путался, и другие сообщники мне этого не говорили.

Edited at 2014-05-13 18:51 (UTC)
13-май-2014 07:32 pm
Читать учебники никогда не слишком. Особенно когда беретесь описывать технологический процесс.
ОК, косяки.
ОТжиг - термическая обработка металла с последующим медленным охлаждением, с целью снять внутреннее напряжение. Отжиг так же применяется в работе со стеклом с той же целью.
В керамическом производстве оБжиг.

ЖИДКОСТЬ из шликера не удаляют, чтобы получить полость в изделии, сливают излишки ШЛИКЕРА.

СЛЕПКИ бывают гипсовые, фаянсовые и фарфоровые бывают ОТЛИВКИ.

В печь отливки помещают после сушки и зачистки.

В туннельных печах изделия не сушат, а уже обжигают, для сушки не предприятиях того времени существовали сушила совершенно другой конструкции. Как правило, туннельных печей на такого рода предприятиях бывало 2 или 3, одна для утильного обжига и одна для политого. Это печи непрерывного цикла, если одна из них вставала, запускали третью.

ГЛАЗУРЬ для фаянса и фарфора это многокомпонентный состав, родственный составу керамики на каждом конкретном предприятии и на каждом предприятии имеющий свой рецепт, подобранный к керамиче

Глазурь НЕ ВПИТЫВАЕТСЯ ВНУТРЬ ФАРФОРА. Слой глазури оседает на поверхности черепка, прошедшего первый, так называемый утильный обжиг.

ЖИДКОЕ СТЕКЛО это водный щелочной раствор силикатов натрия Na2O(SiO2)n и (или) калия K2O(SiO2)n[1].

Многовато косяков-то. Когда один-два, да и бог с ним. Но столько сразу как-то корябает....



Edited at 2014-05-13 19:43 (UTC)
13-май-2014 10:15 am
удивительно, что столько всего сохранилось в относительно хорошем виде. спасибо за отчет, очень интересно.

и не могу не спросить — чем вы так прекрасно обрабатываете фото? какой то hdr фильтр?
если это какой-то секретный прием, то я не настраиваю! :)
13-май-2014 11:34 am
Никакого секрета - это класический ХДР, сделанный из трех снимков с экспозицией -2,0,+2 в специальной программе)
13-май-2014 10:51 am
Грустная коллекция. На Конаковском бывшем не были? Интересно, что сейчас там?
13-май-2014 11:44 am
Нет, в Конаково никогда не был.
Два года назад его активно сносили.
Фото можно посмотреть здесь: http://urban3p.ru/object10043/
13-май-2014 04:21 pm
Спасибо. Разруха везде одинаковая. Я было там, когда он активно работал, хорошие изделия делал.
13-май-2014 05:58 pm
В Конаково была год назад моя подруга. Там разруха была полная, павильоны с проломами в крыше, внизу под снегом валялись горы сырца и утиля, разбитого и не очень.. Но сейчас, говорят, там даже какой-то один цех работает.
13-май-2014 06:18 pm
Это хорошо, что работает. Я тоже слышала, что они пытаются работать.
13-май-2014 12:08 pm
очень грустно смотреть на развалины такого впечатляющего сооружения и фабрики. Но за репортаж спасибо. интересно.
13-май-2014 07:37 pm
Спасибо, за рассказ. Очень интересно. Захотелось там побродить посмотреть.
Только думаю кто же пустит)) Как вы получали разрешение попасть на заброшенную территорию?
13-май-2014 07:48 pm
Никак, там сзади забора особого нет))
13-май-2014 07:54 pm
спасибо))) Поеду гулять как выдадутся выходные. Ну очень любопытно побродить.
14-май-2014 05:05 am
Как интересно! Грустно, но потрясающе! Спасибо огромное
16-май-2014 12:03 pm
Автору спасибо за интересный репортаж. Терминологические и технологические ошибки присутствуют но, конечно, простительны , человек же не в теме, да и не это от репортажа требуется. Главное эмоции . Смотреть печально :( Все своё было , всё работало . Требовалось хтя бы не мешать людям работать , не душить налогами и тарифами , защитить рынок на гос. уровне . Хрен . Хряпало все схряпало сидя на трубе. Зато теперь все магазины завалены китайской посудой.

Edited at 2014-05-16 12:09 (UTC)
This page was loaded окт 23 2019, 3:09 pm GMT.